Сулоага-и-Сабалета


Сулоага-и-Сабалета
, Игнасио (Zuloaga y Zabaleta, Ignacio) 1870, Эйбар, Гипускоа — 1945, Мадрид. Испанский живописец, баск по происхождению. Учился в Римской академии в Париже у Э. Карьера. Формировался под влиянием искусства старых испанских мастеров, особенно тщательно изучая произведения Веласкеса и Гойи. Жил в Эйбаре, Мадриде, Сеговии, Севилье, Париже. Путешествовал по Италии, посетил Геную, Пизу, Флоренцию. Начал выставлять свои картины в парижском Салоне с 1891 и вскоре, как живописец яркого таланта и необычных выразительных образов, приобрел известность в Европе. В картинах из испанской народной жизни, портретах, пейзажах Сулоага стремился подчеркнуть острую национальную характерность своих моделей, суровую красоту кастильской природы: Озорное словцо (1902, Буэнос-Айрес, частное собрание), Деревенские тореро (Мадрид, Нац. музей современного искусства, другой вариант — Сантандер, Музей изящных искусств Сан Тельмо), Ведьмы из Сан Мильяна (1907, Буэнос-Айрес, Нац. художественный музей), Карлик Грегорио, Бурдючник (1908, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; другой вариант — Сарагоса, музей известного керамиста Даниэля Сулоаги, дяди Игнасио), Испанки в ложе (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Дом в Сеговии, Вид Калатаюда (обе — Мадрид, Прадо). Образная характеристика подчас грубовата, обнажена, несет отпечаток иронии и гротеска. Произведения Сулоаги близки приемам, характерным для стиля модерн: акцентирование плоскости цветового пятна, роли линии, силуэта фигур, тяга к декоративности и театрализации, благодаря чему пейзажные фоны иногда напоминают декорации, а немногие фигуры, расположенные на переднем плане, как на авансцене, словно "работают" на публику. Портретное искусство составляет сильную сторону дарования мастера, проявляющееся и в персонажах его картин, и в собственно портретах, от более ранних жанровых (Матадор Корсито, 1907, Нью-Йорк, частное собрание; Семья моего дяди Даниэля, 1910, Бостон, Музей изящных искусств) портретов деятелей культуры (И. И. Щукина, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; художника де Ураига, Мадрид, Нац. музей современного искусства; Мануэля де Фалья, 1932; Автопортрета, 1943) до портретов великосветских дам, преуспевающих нуворишей, представителей правящей элиты. Именно в области позднего портрета Сулоаги очевидны нарастающие в его творчестве тенденции к внешней декоративности.
Лит.: Lafuente Ferrari E. La vida y la obra de I. Zuloaga. Madrid, 1950; Ribera C. Zuloaga, su vida y su obra. San Sebastian, 1955; Arozamena J. M. de. Ignacio Zuloaga, el pintor, el hombre. San Sebastian, 1979.
Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Сулоага-и-Сабалета" в других словарях:

  • Сулоага —         Сулоага и Сабалета (Zuloaga у Zabaleta) Игнасио (26.7.1870, Эйбар, близ Бильбао, 31.10.1945, Мадрид), испанский живописец. В 1890 е гг. учился в Париже и Риме. Работал на родине и в Париже. Обращаясь к традициям старых испанских мастеров… …   Большая советская энциклопедия

  • Сулоага Игнасио —         Сулоага и Сабалета (Zuloaga у Zabaleta) (1870 1945), испанский живописец. В 90 х гг. учился в Париже и Риме. Работал в Испании и Франции. Обращаясь к традициям старых испанских мастеров, Сулоага стремился подчеркнуть национальную… …   Художественная энциклопедия

  • Сулоага Игнасио — Сулоага, Сулоага и Сабалета (Zuloaga у Zabaleta) Игнасио (26.7.1870, Эйбар, близ Бильбао, 31.10.1945, Мадрид), испанский живописец. В 1890 е гг. учился в Париже и Риме. Работал на родине и в Париже. Обращаясь к традициям старых испанских мастеров …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.